МБОУ «Многопрофильный лицей»
город Смоленск, Промышленный район, Смоленская область
  • Девианты в классе: как отличить «бунтаря-изобретателя» от деструктивного нарушителя

    Девианты в классе: как отличить «бунтаря-изобретателя» от деструктивного нарушителя.
    Задумывались ли вы, что не все, кто выходит за рамки норм, — «плохие» нарушители? Педагоги нередко сталкиваются с «девиантным поведением» детей: кто-то кипит агрессией и саботирует уроки, а кто-то нарушает правила, но при этом генерирует креативные идеи, поражает нестандартным мышлением. Порой такой «изгой» оказывается будущим изобретателем, если вовремя распознать «позитивную девиацию». 
     
    Что такое «позитивная» и «негативная» девиация:
    - *Негативная*: агрессия, вандализм, злонамеренные провокации, приводящие к травмам, конфликтам. Ребёнок разносит дисциплину и не даёт классу спокойно жить. 
    - *Позитивная*: нестандартное поведение (например, непослушание старым шаблонам), но приводящее к развитию. Это может быть подросток, который «идёт против системы», протестует, но при этом двигает новые идеи, берётся за сложные проекты и дарит коллективу неожиданные решения. 
     
    Эксперты портала «Единыйурок.рф» отмечают несколько шагов, как учителю работать с такими «девиантами» и не упустить их потенциал: 
    1. *Определить истинную мотивацию*. Если ребёнок хулиганит «просто чтобы все взбесились» — это, вероятнее всего, негативная форма. Но если за нарушением стоит стремление к свободе самовыражения, поиск креативного выхода, то мы видим «звонок» к новым формам обучения. 
    2. *Дать поле для экспериментов*. «Позитивному» девианту можно предложить участие в школьных стартапах, интеллектуальных кружках, творческих конкурсах. Важно, чтобы педагог курировал эти «вылазки за границы», задавая конструктивные рамки. 
    3. *Терапия или наставничество*. Если поведение деструктивно, возможно, нужна консультация психолога, а не только метод «жёсткого наказания». Отработать причины агрессии: семейные проблемы, низкую самооценку, попытку самоутвердиться за счёт «плохих» поступков. 
     
    В итоге девиантное поведение — это не просто ярлык «хулиган». Когда учитель видит разницу между «деструктивным бунтом» и «движком прогресса», он превращается в провокатора позитивных изменений, даёт детям шанс стать самими собой, не ломая коллектив. Школа не должна быть тюрьмой: умение «укротить» негатив и взрастить талант в «неудобных» учениках — высший пилотаж педагогики, который при правильном подходе даёт оглушительные результаты.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике